Федеральный Закон №125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"
Принят
Государственной Думой
19 июля 1996 года
Одобрен
Советом Федерации
7 августа 1996 года
(в ред. Федеральных законов от 10.07.2000 N 92-ФЗ,
от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 25.06.2002 N 71-ФЗ,
от 10.01.2003 N 11-ФЗ, от 05.04.2003 N 41-ФЗ,
от 07.07.2003 N 119-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ,
от 21.04.2005 N 35-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ,
от 06.07.2006 N 104-ФЗ, от 18.07.2006 N 113-ФЗ,
от 16.10.2006 N 161-ФЗ, от 03.11.2006 N 175-ФЗ,
от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 06.01.2007 N 1-ФЗ,
от 09.02.2007 N 17-ФЗ, от 20.04.2007 N 56-ФЗ,
от 13.07.2007 N 131-ФЗ,
с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ
от 27.12.1999 N 19-П, от 24.10.2000 N 13-П,
Федеральными законами от 27.12.2000 N 150-ФЗ,
от 30.12.2001 N 194-ФЗ, от 24.12.2002 N 176-ФЗ,
от 23.12.2003 N 186-ФЗ)
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Правовое регулирование отношений в области высшего и послевузовского профессионального образования
1. Правовое регулирование отношений в области высшего и послевузовского профессионального образования осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
Статья 2. Государственная политика и государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования
1. Государственная политика в области высшего и послевузовского профессионального образования основывается на принципах, определенных Законом Российской Федерации "Об образовании", а также на следующих принципах:
1) утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;
2) непрерывность и преемственность процесса образования;
3) интеграция системы высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы в мировую систему высшего образования;
4) конкурсность и гласность при определении приоритетных направлений развития науки, техники, технологий, а также подготовки специалистов, переподготовки и повышения квалификации работников;
5) государственная поддержка подготовки специалистов, приоритетных направлений научных исследований в области высшего и послевузовского профессионального образования.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
2. Утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
3. Государство обеспечивает приоритетность развития высшего и послевузовского профессионального образования посредством:
1) финансирования за счет средств федерального бюджета обучения в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее чем ста семидесяти студентов на каждые десять тысяч человек, проживающих в Российской Федерации;
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
2) расширения доступа граждан Российской Федерации к высшему образованию;
(пп. 2 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
3) утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;
4) предоставления обучающимся (студентам, аспирантам, докторантам и другим категориям обучающихся) в государственной системе высшего и послевузовского профессионального образования государственных стипендий, мест в общежитиях, иных мер социальной поддержки в соответствии с законодательством;
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
5) создания условий для равной доступности высшего и послевузовского профессионального образования;
6) утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
4. Гражданам Российской Федерации гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
(п. 4 в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
5. Гражданам Российской Федерации гарантируется свобода выбора формы получения высшего и послевузовского профессионального образования, образовательного учреждения и направления подготовки (специальности).
Ограничения прав граждан на получение высшего и послевузовского профессионального образования могут быть установлены исключительно федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статья 3. Автономия образовательных учреждений высшего профессионального образования и академические свободы
(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
1. Под автономией образовательного учреждения высшего профессионального образования (далее - высшее учебное заведение) понимается его самостоятельность в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово-хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством и уставом высшего учебного заведения, утвержденным в установленном законодательством порядке.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
2. Высшее учебное заведение несет ответственность за свою деятельность перед личностью, обществом и государством. Контроль за соответствием деятельности высшего учебного заведения целям, предусмотренным его уставом, осуществляют в пределах своей компетенции учредитель высшего учебного заведения и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования и выдавший лицензию на ведение образовательной деятельности (далее - лицензия).
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 20.04.2007 N 56-ФЗ)
3. Педагогическим работникам из числа профессорско-преподавательского состава, научным работникам и студентам высшего учебного заведения предоставляются академические свободы, в том числе свобода педагогического работника высшего учебного заведения излагать учебный предмет по своему усмотрению, выбирать темы для научных исследований и проводить их своими методами, а также свобода студента получать знания согласно своим склонностям и потребностям.
Предоставляемые академические свободы влекут за собой академическую ответственность за создание оптимальных условий для свободного поиска истины, ее свободного изложения и распространения.